“Цифровое переключение” от скуки приводит к неприятным последствиям
В сегодняшнюю быстро меняющуюся цифровую эпоху для избавления от скуки часто приходится обращаться к цифровым медиа-платформам, таким как YouTube и TikTok. Однако недавнее исследование, принятое к публикации в Журнале экспериментальной психологии: Общие сведения, раскрывает удивительный поворот: сам факт частого переключения между цифровым контентом для предотвращения скуки может на самом деле усугубить ее. Исследование выявляет двунаправленную причинно-следственную связь между скукой и тем, что оно называет “цифровым переключением”, когда люди быстро пропускают видео, чтобы сохранить стимуляцию.
Исследование было основано на наблюдении, что, несмотря на широкий спектр доступных сегодня цифровых развлекательных возможностей, опросы указывают на рост скуки среди молодежи с 2008 по 2020 год. Это кажется противоречивым: сейчас, когда у нас под рукой больше контента, чем когда-либо прежде, почему люди испытывают больше скуки? Исследователи стремились исследовать этот парадокс, исследуя, способствует ли поведение при быстром переключении между цифровым контентом возникновению чувства скуки.
“До проведения этого исследования я часто ‘переключался в цифровом режиме’ (то есть переключался между медиаконтентом и внутри него). Если дорама развивалась слишком медленно, я перематывал ее вперед. Если бы видео на YouTube стало менее интересным, я бы пропустила его ”, — сказала автор исследования Кэти Ю. Ю. Тэм, научный сотрудник Лаборатории Work and Play Университета Торонто в Скарборо.
“Однако я понял, что по-настоящему не увлекаюсь контентом и не получаю от него удовольствия. Я часто упускал детали сюжета и тратил много времени, перескакивая с одного видео на другое. Разговаривая с другими об этом, я обнаружил, что многие люди могли бы разделить этот опыт. Это заставило меня задуматься, как такое переключение поведения влияет на наши чувства скуки и удовольствия ”.
Чтобы понять этот феномен, Тэм и ее коллеги провели серию из семи экспериментов с использованием различных образцов и процедур.
В первом исследовании, в котором приняли участие 140 граждан США, исследователи стремились подтвердить гипотезу о том, что скука стимулирует поведение при переключении на цифровые технологии. Участники просматривали как интересные, так и скучные видеоматериалы и могли свободно переключаться между видео.
Результаты подтвердили, что участники чаще переключались между видео, когда им было скучно. В частности, в состоянии «скучно» было значительно большее количество пропусков по сравнению с состоянием «интересно». Это продемонстрировало, что скука действительно побуждает людей переключать цифровой контент в попытке облегчить свой дискомфорт.
Во втором исследовании изучалось восприятие цифрового переключения, в нем приняли участие 231 студент бакалавриата из Университета Торонто в Скарборо. С помощью гипотетических сценариев участников попросили предсказать уровень своей скуки, удовлетворенности, внимания и смысла как в условиях переключения, так и без переключения.
Результаты выявили у участников четкое убеждение в том, что переключение уменьшит скуку. Такое восприятие непрофессионалов выявило распространенное заблуждение: хотя люди интуитивно чувствуют, что переключение помогает избежать скуки, они не предвидят, что оно может усугубить их скуку.
В третьем исследовании 159 студентов бакалавриата испытывали как переключение, так и отсутствие переключения при просмотре реального видеоконтента. Вопреки их прогнозам в исследовании 2, участники сообщили о более высоком уровне скуки в состоянии переключения по сравнению с состоянием без переключения.
Это открытие противоречило убеждениям непрофессионалов участников и подтверждало гипотезу исследователей о том, что цифровое переключение, вместо того чтобы облегчить скуку, на самом деле усиливает ее. Постоянное усиление скуки во время переключения подчеркивает парадоксальную природу потребления цифровых медиа.
Четвертое исследование повторило результаты предыдущих исследований, сосредоточив внимание на переключении в рамках одного видео, и включило 166 студентов бакалавриата. Участники могли перескакивать вперед и назад в течение 50-минутного видео в режиме переключения, в то время как они смотрели 10-минутное видео без возможности перехода в режиме отсутствия переключения.
В пятом исследовании 174 студента бакалавриата работали с YouTube в более натуралистичной обстановке, где они могли свободно выбирать видео и переключаться между ними. Несмотря на большую свободу и персонализированный контент, предлагаемый алгоритмами YouTube, участники по-прежнему сообщали о более высоком уровне скуки в режиме переключения по сравнению с состоянием без переключения. Это открытие было важным, поскольку продемонстрировало парадоксальный эффект цифрового переключения в контексте реального мира, где играют роль вариативность контента и предпочтения пользователей.
Шестое исследование расширило исследование до чтения онлайн-статей и включило 178 граждан США. Участники либо прочитали одну длинную статью, либо несколько коротких с возможностью переключения. Результаты были неоднозначными; хотя при сравнении внутри участников не было существенной разницы в уровнях скуки, участники, которые начинали с состояния «без переключения «, сообщали о меньшей скуке по сравнению с теми, кто начинал с состояния «переключение».
Это наводит на мысль, что порядок, в котором испытывались условия, мог влиять на уровень скуки, при этом первоначальное воздействие переключения повышало ожидания и привлекало внимание, что делало последующее непрерывное чтение более утомительным.
Седьмое исследование, в котором приняли участие 175 жителей США, продолжило изучение концепции альтернативных издержек — ощущения отсутствия другого контента — при переходе на цифровые технологии. Участники смотрели видео как в условиях переключения, так и без переключения, и измерялась их предполагаемая альтернативная стоимость. Результаты показали, что участники ощущали более высокую альтернативную стоимость в условиях переключения, что способствовало усилению их скуки.
Эффект порядка, наблюдаемый в исследовании 6, также был воспроизведен: участники чувствовали себя более скучающими в условиях отсутствия переключения, если оно следовало за условием переключения. Это наводит на мысль, что первоначальное воздействие переключения повысило желаемый уровень вовлеченности, из-за чего опыт отсутствия переключения кажется сравнительно скучным.
Подводя итог, в этих семи исследованиях исследователи последовательно обнаруживали, что поведение при переключении на цифровые технологии, вызванное желанием избежать скуки, парадоксальным образом приводит к усилению скуки. Убеждения участников в том, что переключение облегчит скуку, противоречили их реальному опыту, который показал повышенную скуку при переключении условий в различных формах СМИ и контекстах.
“Не торопитесь, прежде чем нажимать кнопку быстрой перемотки вперед или пропустить, и найдите способы оставаться сосредоточенным во время просмотра видео”, — посоветовал Тэм. “Наше исследование показывает, что, когда люди перематывают видео вперед или пропускают их, чтобы избежать скуки, такое поведение на самом деле усиливает скуку. Это также делает их просмотр менее удовлетворяющим, менее привлекательным и менее значимым. Точно так же, как мы платим за погружение в кинотеатре, удовольствие приходит от погружения в видео, а не от их просмотра ”.
Но исследование, как и все исследования, имеет ограничения. Например, выборка в основном состояла из студентов университетов и онлайн-рекрутов, что может ограничить обобщаемость результатов для более широкой демографической группы. Будущие исследования должны включать более разнообразные группы участников, чтобы подтвердить эти результаты. Понимание лежащих в основе механизмов, таких как роль альтернативных издержек и вовлеченности внимания, требует дальнейшего изучения для разработки более эффективных стратегий управления скукой в эпоху цифровых технологий.
“Исследователи наблюдали исторический рост скуки среди молодежи (Гу и др., 2023; Вейбрайт и др., 2020)”, — сказал Тэм. “Мне любопытно понять, почему, особенно учитывая легкий доступ к развлечениям в наши дни. Эта растущая тенденция вызывает беспокойство, потому что скука связана со многими негативными последствиями для психического здоровья, обучения и поведения. Наше исследование направлено на понимание взаимосвязи между использованием цифровых медиа и скукой. ”
Исследование “Перенесемся в скуку: как переключение поведения на цифровых медиа вызывает у людей еще большую скуку” было проведено Кэти Ю. Ю. Тэм и Майклом Инзлихтом.